Птица Феникс

Метальное здоровье. Что это?

Ментальное здоровье

Ментальный – умственный, мыслительный, интеллектуальный, психический.

Ментальность (в переводе с латыни (mens) означает ум, склад души, сознания, образ мышления) –

  • призма, сквозь которую человек смотрит на мир (она содержит в себе морально-нравственные ценности, набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации, воспитание, отношение к религии, культуру);
  • целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнической группы.

Стремительно идущие процессы усложнения социального мироустройства и спровоцированный ими рост разнообразных ментальных расстройств обусловили возникновение в современной науке новых исследовательских направлений и нового понятийного аппарата, необходимого для постановки и решения проблем, связанных с ментальной сферой человека.

Ментальность (с точки зрения психологии) – отражение содержимого психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружением и какой образ жизни ведет (о ментальности говорят привычки, поступки и действия).

Сюда относятся такие понятия, как «ментальное здоровье человека», «ментальная медицина», «ментальная экология» и «ментальная превентология».

Всемирная организация здравоохранения, рассматривая психическое здоровье и ментальное здоровье в качестве тождественных, определяет их как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» (ВОЗ 2001).

П. И. Сидоров: «Ментальное здоровье интегрирует потенциал духовно-нравственного, психического, соматического и социального здоровья, являясь конструктивно-созидательным ресурсом общественного сознания и общественного здоровья нации».

Термин «ментальное здоровье», как и синонимичное понятие «психологическое здоровье», касается душевного благополучия человека в широком смысле слова.

Если человек психологически здоров, он может полноценно радоваться жизни, чувствовать смысл своего существования, справляться с профессиональными и другими задачами, любить, работать и строить отношения с окружающими.

А если это делать не получается, то можно сказать, что человек психологически нездоров.

Ментальное здоровье может нарушиться по разным причинам:

  • длительный стресс,
  • личное горе,
  • проблемы в семье,
  • черепно-мозговая травма.

Не все неприятные чувства и эмоции – симптом болезни. Страх, гнев, грусть время от времени испытывает любой человек. Однако если эти состояния мешают жить, это может быть симптомом психологической проблемы.

Проявляются они по-разному – от простого снижения самооценки и длительного периода плохого настроения до неврозов и даже психических заболеваний.

Например, если вы больше двух недель замечаете подавленное настроение, которое вроде ничем не вызвано. Или когда в метро накатывает такой страх, что вы предпочитаете ехать до места назначения на час дольше, но только наземным транспортом. Когда вы не можете спать несколько ночей подряд.

Нормальное ментальное здоровье – гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека.

Благоприятное функциональное состояние – комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Один из ведущих показателей функционального состояния психики – высокая умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. – и выступает важным индикатором благоприятного функционального состояния организма в целом.

Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте, и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.

Ментальное здоровье – состояние эмоционального и психического благополучия, при котором человек имеет возможность закрыть базовые потребности, достигнуть самореализации, ощущать себя причастным к какой-либо группе и адекватно реагировать на все виды стресса, не допуская деструктивных действий и разрушительных моделей поведения.

Уровни, показатели и критерии ментального здоровья

Специалисты выделяют три уровня ментального здоровья:

  • каждый из которых дополняет друг друга;
  • только совокупность этих факторов приводит к состоянию благополучия, счастья и удовлетворенности собственной жизнью;
  • при нарушении хотя бы одного из уровней человек либо испытывает эмоциональный дискомфорт, либо становится токсичным партнером в любых отношениях;
  • отсюда убеждение в том, что человек несчастный может принести только несчастье, в то время как счастливый способен этим счастьем делиться. Из апельсина не польется томатный сок;
  • чем сосуд наполнен, то из него и выплескивается;
  • стремление к ментальному здоровью необходимо не только для личного комфорта, но и для того, чтобы не превращаться в большую проблему для окружающих.

3 уровня ментального здоровья:

1) психический уровень ментального здоровья:

  • все проблемы у нас в голове;
  • наверняка вы не раз слышали подобное утверждение, и оно во многом соответствует действительности;
  • но здесь оценивается не только наличие или отсутствие явных психических заболеваний, входящих в сферу деятельности психиатра;
  • намного важнее психоэмоциональные травмы, комплексы и ограничивающие убеждения;
  • шизофреник запросто может оставаться счастливым человеком, и в случае отсутствия вреда для окружающих никаких проблем мы не заметим;
  • а вот компенсаторик, абьюзер с критически низкой самооценкой, пассивный агрессор и прочие жертвы «кривого» воспитания часто становятся головной болью для своего окружения;
  • больные люди, но диагноз им никто не ставит;
  • а они страдают сами и вынуждают страдать других;
  • все это формируется в детстве и усугубляется по мере взросления, в случае присутствия в жизни индивида травмирующих элементов;
  • иногда достаточно родительских ошибок, чтобы ребенок во взрослой жизни уже не имел возможности реализовывать свой потенциал и строить эффективные коммуникативные связи, в том числе романтические отношения;
  • иногда вмешиваются пагубные привычки, эмоционально неблагоприятная среда, предательство партнера, корыстное отношение окружающих;
  • сюда же относятся физические повреждения мозга;
  • и все это является факторами психического здоровья;
  • однако по каким-то причинам любой медосмотр берет во внимание исключительно диагнозы психиатра;
  • не стоишь у него на учете, а также не засветился в кабинете нарколога, значит здоров;
  • и до тех пор, пока мы будем смотреть на ситуацию под таким углом, игнорирование проблем большинства людей останется привычным делом;

2) химический уровень ментального здоровья:

  • гормональный фон является второй важной составляющей ментального здоровья;
  • реакция психики на различные события не только зависит от химического состава крови, но и управляется им;
  • наверняка вы знаете людей, которые вскипают с полуслова, а есть те, кого ничем из себя не выведешь;
  • естественно, неадекватная реакция на внешние раздражители становится причиной дискомфорта и эмоциональных потрясений, в результате чего здоровье в целом и ментальное в частности оказывается под угрозой;
  • если вы стали слишком плаксивыми, постоянно возникает чувство обиды, замечаете повышенную раздражительность, гипер- или гиполибидо, а также хроническую усталость, апатию или, напротив, чрезмерную активность (особенно там, где не следовало бы), то стоит обратиться в ближайшую лабораторию и сдать анализы;
  • первым делом на гормоны щитовидной железы;
  • ментальное здоровье невозможно без нормализации гормонального фона;
  • взаимодействие с окружающими усложнится, базовые потребности не будут закрываться, а самореализоваться станет невозможно из-за переменчивости в настроении и снижения стрессоустойчивости;

3) контекст как фундамент ментального здоровья:

  • прежде чем диагностировать у себя психическое расстройство, убедитесь, что вы не окружены идиотами;
  • известная фраза, не так ли?
  • те, кто недооценивает контекст, должны ответить на вопрос: что станет с рыбой, если поместить ее в кислоту вместо воды?
  • вряд ли она будет радостно махать плавниками;
  • киты, оказываясь в отравленной, неблагоприятной среде, способны выбрасываться на берег;
  • например, одной из самых популярных причин такого поступка названо шумовое загрязнение океана;
  • избыточное количество гидролокаторов травмирует слух и давит на психику млекопитающего, в результате чего киты просто «выпрыгивали» из воды и погибали;
  • с человеческой психикой происходит то же самое;
  • она сначала запускает защитные механизмы, затем корректирует модель поведения, чтобы подстроиться под новые обстоятельства, и только после этого приступает к блокировке процессов;
  • нередко человек становится замкнутым, боится сближения, предпочитает одиночество и уже неспособен стать полноценным партнером;
  • никому не верю, никого не подпускаю;
  • ментальное здоровье заключается как раз в том, что индивид легко и эффективно коммуницирует с другими людьми, не нарушает их личных границ и не позволяет нарушать свои;
  • хорошо чувствует и понимает эмоции своих собеседников, знает, как поддержать и помочь, не становясь спасателем;
  • не требует спасения для себя, но точно знает, чего ждет от друзей, коллег, родственников;
  • то, что недопустимо, не позволяет, при этом его ожидания всегда адекватны и разумны;
  • проблемы начинаются, когда контекст не позволяет все вышеописанное реализовать в жизнь;
  • находясь под гнетом абьюзера, уже невозможно чувствовать себя в безопасности, то есть как минимум одна базовая потребность нереализуема;
  • столкнувшись с дефицитом ласки и физической близости, мы получаем развитие тактильного голода;
  • не имея возможности получить поддержку, чувствуем себя брошенными, ненужными, никчемными;
  • предательство делает нас слишком осторожными и подозрительными;
  • корысть и попытки обмануть вынуждают быть начеку, требуют больших затрат ресурсов психики;
  • неважно, какая именно среда стала токсичной;
  • это могут быть детско-родительские отношения, романтическая связь или коммуникация гражданина и правительства;
  • отсутствие безопасности, возможности самореализоваться и самоидентифицироваться ведет к нарушению ментального здоровья, и счастливым человек не будет;
  • сначала измучается сам, а потом своей агрессией, пассивной или активной, замучает всех остальных;
  • домашнее, эмоциональное и физическое насилие, нарушение личных границ, невозможность закрыть базовые потребности, коррупция, тотальные запреты и ограничения, а также любые формы дефицита ведут к защитным реакциям психики, и о ее здоровье с этого момента можно забыть.

Показатели ментального здоровья:

1) автономия:

  • это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости;
  • оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации;
  • в мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин;
  • с автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению;

2) баланс между собственными интересами и интересами своего окружения:

  • это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя; • баланс между «отдавать» и «получать»;

3) витальность:

  • ощущение себя живым;
  • омертвение может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым;
  • по-настоящему «живой» (витальный) человек – тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения – стимулы;

4) концепция интегрированности (постоянство себя и объекта):

  • звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться;

5) ментализация:

  • понимание того, что другие люди – отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности;
  • не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами;

6) обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания:

• об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата»;

7) реалистичная и надежная самооценка:

  • многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку;
  • человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо;
  • он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований;
  • надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления;

8) рефлексия:

  • взгляд на себя словно со стороны;
  • люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а, следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение;

9) сила эго:

  • способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям;

10) система ценностных ориентаций:

  • ценности – нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора;
  • система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека;
  • формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными;

11) смирение:

  • принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить;
  • это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия;

12) способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения:

  • способность к безопасной привязанности;
  • признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
  • способность выдерживать тревогу и состояние собственной эмоциональной уязвимости;
  • готовность к эмоциональной близости в отношениях;
  • достаточно высокий уровень доверия к миру;
  • уверенность в своих отношениях и в партнере;
  • способность не поддаваться страхам, а проверять их, сравнивая с объективной реальностью;
  • чувство комфорта в близости, но и сохранение личной независимости;

13) способность играть:

  • казалось бы, игра – детское занятие;
  • между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому;

14) способность любить:

  • любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать;
  • когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать;
  • любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками;
  • любовь – эмоция, исцеляющая душу;

15) способность работать:

  • причем это относится не только к профессии;
  • это вообще способность выполнять задачи,   которые человек сам ставит перед собой или получает извне;

16) толерантность к переживанию интенсивных эмоций:

  • выносить накал эмоций – значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.

Четких критериев ментального здоровья никакая наука, ни естественная, ни гуманитарная, дать не может, поскольку в ментальной сфере огромную роль играют субъективные факторы.

На уровне здравого смысла ментальное нездоровье является вполне актуальным, заразным и опасным для общества феноменом.

2 важнейшие задачи:

  1. отследить те социокультурные тенденции, которые являются факторами риска для ментального здоровья человека,
  2. определить идеологические, социально-психологические и культурные механизмы, которые, выступая субъективными и объективными факторами профилактики ментального здоровья, эти риски снижают.

7 критериев ментального (психического) здоровья, согласно определениям Всемирной организации здравоохранения:

  1. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  2. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  3. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  4. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств;
  5. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  6. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  7. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

Характеристика ментально здорового человека

Для ментального (психического) здоровья принципиально важен позитивный аспект адаптации:

  • ментальное (психологическое) здоровье делает личность самодостаточной, укрепляет внутренние ресурсы (личность способна к самопониманию, самопринятию, саморазвитию в контексте взаимодействия с окружающим миром, другими людьми в реальных условиях; у личности развиты самоконтроль, способность к саморегуляции в границах социальных норм);
  • осознанное стремление управлять своими действиями и поступками, брать ответственность, иметь систему ценностей, способность адекватно воспринимать себя и окружающих;
  • способность к постоянному развитию, наличие в структуре личности определенных достоинств.

Ментальное здоровье – понятие, характеризующее внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и умственное благополучие человека, отсутствие психических проблем.

Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости.

Что есть здоровье ментального плана:

  1. гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
  2. контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
  3. отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
  4. постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
  5. присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
  6. спокойствие, уверенность;
  7. способность планировать, ставить цели и идти к ним;
  8. хорошее настроение, оптимизм;
  9. целостность ума и тела.

Если ментальный уровень индивида, что называется, «в порядке», то он имеет возможность по максимуму раскрыть свой потенциал – актуализировать свои задатки и превратить их в таланты.

Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями.

Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.

3 свойства или компонента ментального здоровья (Н. А. Жесткова):

  1. аксиологический (аксиологический компонент, включающий позитивное отношение к себе, выражаемое через самоуважение; позитивное отношение к окружающим людям, выражаемое через социальную толерантность; оптимистическое отношение к миру, выражаемое с помощью чувства личностной безопасности);
  2. инструментальный (инструментальный компонент, включающий в себя внутренний самоконтроль, оцениваемый через стрессоустойчивость; коммуникативную компетентность, проявляющуюся в социальной адаптированности; личностную самоэффективность, выраженную в психологической адаптивности);
  3. потребностно-мотивационный (потребностно-мотивационный компонент, состоящий из самодостаточности личности, которую можно оценить при помощи признания ценностей самоактуализирующейся личности; стремления к саморазвитию, опирающегося на потребность в самореализации; активной позиции личности, проявляющейся в активных социальных контактах).

Факторы, влияющие на ментальное здоровье

5 факторов риска для ментального здоровья:

1) социальное бытие человека:

  • возникновение новых социальных институтов, мультикультурализм и многоконфессиональность современного мира, относительность ценностных ориентиров делают все более трудным для человека создание конгруэнтной картины мира;
  • человек теряется в предлагаемом ему разнообразии мировоззренческих позиций и моделей существования;
  • если раньше к ментальному расстройству могли привести слишком жесткие, навязанные извне стереотипы сознания, то в современной жизни угрозой становится стремление все принять и одновременно все поставить под сомнение, то есть полная хаотизация представлений о мире, сопровождающаяся отказом от любых оценок;
  • сама установка на тотальный релятивизм становится своеобразным стереотипом сознания;

2) позитивистское мышление:

• не умаляя важности позитивистского, чисто рационального мышления, необходимого для созидательной деятельности человека, нельзя, однако, не отметить и его негативную, редуцирующую роль для человеческого сознания;

3) экспансия потребительской идеологии:

  • самоидентификация человека, живущего в этом пространстве и отождествляющего себя с теми или иными брендами, превращается из культурной в потребительскую;
  • потребительская же самоидентификация предполагает признание за собой определенных качеств не как следствия самосовершенствования, а исключительно в силу приверженности к тому или иному бренду;
  • в эпоху глобальных брендов, по мере растворения в них брендов национальных, такая потребительская самоидентификация постепенно утрачивает культурный компонент;
  • если самоидентификация личности через созидание культурно обусловлена, то самоидентификация через потребление космополитична;
  • тенденция к переходу от трансляционной медиамодели, обеспечиваемой традиционными СМИ, к вовлекающей, обеспечиваемой интерн етом в фор мате WEB 2.0 и WEB 3.0;
  • язык:

• язык и мышление находятся друг с другом в теснейшей связи, и одно предполагает другое.

3 субъективных фактора, обеспечивающих гигиену ментального здоровья:

1) развитие критического мышления, под которым следует понимать не чисто рациональное, а ценностно-рациональное:

  • такое мышление предполагает наличие внеположенных личности надындивидуальных образований, не подлежащих рациональному анализу, тем не менее оказывающих сильное влияние на человеческое поведение;
  • это обусловленные культурой ценности, которые сама личность осознает и признает в качестве определенных ограничителей и которые являются важными факторами предотвращения внутреннего ментального, духовного хаоса;

2) способность человека к эстетической оценке феноменов окружающего мира, обеспечиваемая таким личностным инструментом, как эстетический вкус:

• эстетический вкус можно рассматривать как интегративную характеристику личности, поскольку многие явления окружающей жизни человек воспринимает и оценивает с эстетической точки зрения, а потом уже с точки зрения нравственной и правовой;

3) внимание к чистоте, ясности и точности родного языка:

  • осмысленность и точность словоупотребления;
  • умение пользоваться его различными функциональными стилями;
  • отказ от попыток закамуфлировать ничтожное содержание или неприглядные факты риторическими средствами.

Методы профилактики нарушений ментального здоровья

Современные психотехнологии позволяют развивать потенциальные возможности и находить резервы для развития и коррекции внутренних ресурсов человека, снижения рисков «выгорания», потери работоспособности и производительности за счет овладения навыками психологической устойчивости и позитивного самопрограммирования.

7 показателей пользы психотехнологий:

  1. имеют технологическую основу, способны перевести знание в действие, сформировать навык;
  2. имеют широкий спектр применения: работа с телом, работа с эмоциями, работа с волей, работа с коммуникациями разных уровней, работа с целеполаганием и др.;
  3. имеют широкую основу человекознания, привлекают сведения из физиологии, нейропсихологии и других смежных наук;
  4. отличаются высокой эффективностью воздействия на различные психические процессы и состояния;
  5. применяются в различных формах: психологическое консультирование, немедицинская психотерапия, тренинги, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, сказко-терапия, музыка-терапия и др.;
  6. развивают способность самостоятельно овладеть приемами и способами самооценки, самокоррекции, самоанализа, самовоздействия, саморазвития, самореализации;
  7. способствуют удовлетворению потребностей в «пиковых» переживаниях на уровне высших, духовных потребностей – самоактуализации (платформа гуманистической психологии К. Роджерса, Ф. Перлза, А. Маслоу, Э. Шострома): способность жить в настоящем времени; самоподдержка и самосохранение; сензитивность к собственным чувствам и ощущению себя – «Я-ЕСТЬ»; осознание своих потребностей; гибкое, адаптивное поведение; высокий уровень самоуважения и принятие себя и других такими, как они есть; высокий уровень творческой активности; стремление избегать защитных форм поведения; способность устанавливать глубокие контакты (на высшем уровне самоактуализации происходит индивидуализация личности (по Юнгу) интеграция холотропического сознания (Гроф) и самопостижение (Ассаджиоли).

Рекомендации для поддержания ментального здоровья работающих специалистов:

1) будьте физически активны на работе:

  • даже если вы постоянно сидите за рабочим столом или стоите в одном положении, есть множество упражнений, которые помогут вам повысить физическую активность во время рабочего дня;
  • это зарядит вас энергией и улучшит самочувствие;
  • вы можете ходить на работу пешком вместо транспорта, подниматься по лестнице вместо лифта, заходить в кабинет сотрудника, чтобы задать вопрос, вместо того, чтобы позвонить по телефону;

2) вознаграждайте себя за хорошо выполненную работу:

  • важным является не только ваша продуктивность, но и ваше психологическое здоровье;
  • если вы хотите быть счастливыми на работе, делайте себе небольшие подарки за успешные рабочие дни;
  • найдите те моменты, которые вас мотивируют быстро и качественно окончить работу и пользуйтесь ими как подарками после завершения трудных задач;
  • вознаграждения также обеспечат вам ожидание чего-то необычного на протяжении трудного дня, и вы сможете работать энергичнее и эффективнее;

3) гордитесь своей работой:

  • какую бы работу вы не выполняли, гордитесь тем вкладом, который вы делаете;
  • даже если вы думаете, что большая часть вашей работы монотонна, найдите что-то, чем можете гордиться;

4) делайте перерывы:

  • если хотите быть счастливее на своем рабочем месте, вам нужно периодически отвлекаться от работы;
  • исследования показывают, что очень важно делать небольшие перерывы каждый час: отойдите от своего компьютера или любой другой задачи, которой занимаетесь в данный момент, дайте отдых глазам, потянитесь, прогуляйтесь;
  • выход время от времени на свежий воздух поможет вам чувствовать себя счастливее на протяжении рабочего дня;

5) держитесь подальше от группировок:

  • особенно важно избегать групп между сотрудниками: негатив будет уменьшать вашу энергию, блокировать радость и позитивные мысли;
  • на работе будьте дружелюбны со всеми, вместо того, чтобы присоединиться к группе из трех-четырех человек и отдалиться от других;
  • постарайтесь поддерживать хорошие отношения со всеми, независимо от социального статуса и положения на служебной лестнице, и ваша радость от пребывания на работе увеличится;

6) думайте о тех людях, которым вы нужны:

  • когда вы расстроены на работе, сделайте небольшой перерыв и вспомните о тех людях, которым вы помогаете или которые зависят от вас;
  • подумайте, что произойдет, если вы не явитесь на работу;
  • кто-то может от этого пострадать или не будет знать, что ему делать;
  • напоминайте себе о том, насколько вы ценны, каждый раз, когда вам в душу начнут закрадываться сомнения по поводу вашей работы;

7) завершайте простые задачи как можно быстрее:

  • если это возможно, сразу выполняйте задания, которые от вас требуют;
  • помните, что любое законченное дело приносит чувство завершенности и, как следствие, удовлетворение от работы;

8) здоровайтесь с коллегами, когда приходите на работу:

  • как только открываете дверь, приветствуйте как можно больше коллег перед началом рабочего дня;
  • так вы почувствуете прилив энергии;
  • вы можете нервничать, спешить или просто быть раздраженным, но изоляция себя от коллег не принесет удовольствия от работы;
  • вместо этого будьте дружелюбны, даже если ваше настроение совсем не такое;

9) избегайте многозадачности:

  • если вы думаете, что, выполняя несколько задач одновременно, вы сможете закончить свою работу быстрее, вы ошибаетесь;
  • это только замедлит вас;
  • если вы закончите свой рабочий день, бросив недоделанными все задания, у вас будет большее чувство незавершенности по сравнению с тем, как если бы вы закончили несколько заданий;
  • хорошо помогает составление списка дел в начале рабочего дня и дальнейшее вычеркивание завершенных дел из него;

10) найдите смысл в своей работе:

  • один из важных способов почувствовать себя счастливее на работе – найти в ней смысл;
  • если вы с трудом находите смысл, то ваша работа будет наполнена скукой и монотонностью, а это утомляет;

11) не пренебрегайте временем, предназначенным для приема пищи:

  • используйте время своего обеда для отдыха и приема пищи, а не для работы; • это даст вам энергию для дальнейшей деятельности;
  • в течение дня балуйте себя легкими и здоровыми перекусами: фрукты, орехи, несладкий йогурт и т.д.;
  • они поднимут вам настроение и повысят эффективность труда;

12) организуйте свое рабочее место в своем вкусе:

  • работодатель обеспечивает минимальные условия труда, необходимые сотруднику, а ваша задача – обеспечить себе максимальные комфорт и удобство;
  • при организации своего рабочего места имеет значение все: цветовое решение, эргономика, детали и даже стул, на котором вам приходится сидеть по несколько часов в день;
  • и здесь имеет смысл побороться за свои удобства;
  • окружите себя приятными мелочами: яркие детали, личные вещи, фото любимого человека, если, конечно, это не исключается правилами компании;
  • частичка домашнего уюта дает человеку чувство защищенности и психологического комфорта;

13) оставляйте ваши личные проблемы дома:

  • трудно чувствовать себя счастливым на работе, если вы переживаете ссоры, обеспокоены здоровьем или озадачены домашними делами, поэтому важно научиться откладывать свои проблемы и стараться их решать в свободное от работы время;
  • не решайте свои личные проблемы в течение рабочего дня;
  • если вы будете пытаться решать свои проблемы и одновременно пытаться работать, у вас будет двойной стресс, так как вы будете переживать, как найти время, чтобы делать и то, и другое;

14) приведите в порядок свое рабочее место:

  • все вещи на вашем рабочем столе должны быть аккуратно сложены, так, чтобы вам не приходилось тратить свое время на поиск того или иного документа;
  • настольный ящик для документов поможет вам распределить ваши задачи на сегодня, на неделю, до конца месяца;
  • выделите всего 10 минут в день на организацию своего рабочего места, и вы почувствуете, насколько легче вам будет получить удовольствие от работы;

15) приходите на работу раньше:

  • спешка и опоздания минимизируют ваши шансы на удачный рабочий день;
  • если вы придете на работу поздно, вам все время будет не хватать времени;
  • поэтому рекомендуем выходить из дома пораньше;

16) просыпайтесь раньше:

  • как минимум за час до выхода из дома на работу, насладитесь временем, уделенным только себе, перед тем, как начнется напряженный день;
  • дайте себе время спокойно съесть завтрак, выйти на пробежку или сделать то, что поможет вам начать ваш день позитивно;
  • ничто не поможет вам так улучшить свое настроение, как мысль о том, что вы сделали что-то приятное лично для себя;

17) уделяйте время своим друзьям и семье:

  • независимо от того, насколько вы заняты, очень важно уделять время самым близким для вас людям;
  • если вы будете тратить всю свою энергию на работу, вы не сможете остановиться и наслаждаться жизнью;
  • вы будете лучше чувствовать себя на работе, если ваша личная жизнь будет наполнена любовью, семейными ценностями и крепкой дружбой;

18) улыбайтесь:

  • даже если вы чувствуете себя раздраженным и несостоявшимся на своем рабочем месте, постарайтесь улыбаться;
  • доказано – это улучшает настроение и помогает чувствовать себя счастливее;
  • если вы всем недовольны, постоянно жалуетесь или негативно высказываетесь своим коллегам, вы гарантированно станете чувствовать себя еще хуже;

19) хорошо одевайтесь:

  • когда вы покидаете дом в хорошем настроении и готовы к работе, вы на пути к успешному дню;
  • хороший внешний вид доставит вам удовольствие;
  • даже если вы сильно устали от работы, посмотритесь в зеркало, соберитесь и зарядите себя энергией, начав день правильно.

Источник: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/daydzhest-meditsinskiy-turizm-i-eksport-meditsinskikh-uslug/