Ментальный – умственный, мыслительный, интеллектуальный, психический.
Ментальность (в переводе с латыни (mens) означает ум, склад души, сознания, образ мышления) –
- призма, сквозь которую человек смотрит на мир (она содержит в себе морально-нравственные ценности, набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации, воспитание, отношение к религии, культуру);
- целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнической группы.
Стремительно идущие процессы усложнения социального мироустройства и спровоцированный ими рост разнообразных ментальных расстройств обусловили возникновение в современной науке новых исследовательских направлений и нового понятийного аппарата, необходимого для постановки и решения проблем, связанных с ментальной сферой человека.
Ментальность (с точки зрения психологии) – отражение содержимого психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружением и какой образ жизни ведет (о ментальности говорят привычки, поступки и действия).
Сюда относятся такие понятия, как «ментальное здоровье человека», «ментальная медицина», «ментальная экология» и «ментальная превентология».
Всемирная организация здравоохранения, рассматривая психическое здоровье и ментальное здоровье в качестве тождественных, определяет их как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» (ВОЗ 2001).
П. И. Сидоров: «Ментальное здоровье интегрирует потенциал духовно-нравственного, психического, соматического и социального здоровья, являясь конструктивно-созидательным ресурсом общественного сознания и общественного здоровья нации».
Термин «ментальное здоровье», как и синонимичное понятие «психологическое здоровье», касается душевного благополучия человека в широком смысле слова.
Если человек психологически здоров, он может полноценно радоваться жизни, чувствовать смысл своего существования, справляться с профессиональными и другими задачами, любить, работать и строить отношения с окружающими.
А если это делать не получается, то можно сказать, что человек психологически нездоров.
Ментальное здоровье может нарушиться по разным причинам:
- длительный стресс,
- личное горе,
- проблемы в семье,
- черепно-мозговая травма.
Не все неприятные чувства и эмоции – симптом болезни. Страх, гнев, грусть время от времени испытывает любой человек. Однако если эти состояния мешают жить, это может быть симптомом психологической проблемы.
Проявляются они по-разному – от простого снижения самооценки и длительного периода плохого настроения до неврозов и даже психических заболеваний.
Например, если вы больше двух недель замечаете подавленное настроение, которое вроде ничем не вызвано. Или когда в метро накатывает такой страх, что вы предпочитаете ехать до места назначения на час дольше, но только наземным транспортом. Когда вы не можете спать несколько ночей подряд.
Нормальное ментальное здоровье – гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека.
Благоприятное функциональное состояние – комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.
Один из ведущих показателей функционального состояния психики – высокая умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. – и выступает важным индикатором благоприятного функционального состояния организма в целом.
Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте, и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.
Ментальное здоровье – состояние эмоционального и психического благополучия, при котором человек имеет возможность закрыть базовые потребности, достигнуть самореализации, ощущать себя причастным к какой-либо группе и адекватно реагировать на все виды стресса, не допуская деструктивных действий и разрушительных моделей поведения.
Уровни, показатели и критерии ментального здоровья
Специалисты выделяют три уровня ментального здоровья:
- каждый из которых дополняет друг друга;
- только совокупность этих факторов приводит к состоянию благополучия, счастья и удовлетворенности собственной жизнью;
- при нарушении хотя бы одного из уровней человек либо испытывает эмоциональный дискомфорт, либо становится токсичным партнером в любых отношениях;
- отсюда убеждение в том, что человек несчастный может принести только несчастье, в то время как счастливый способен этим счастьем делиться. Из апельсина не польется томатный сок;
- чем сосуд наполнен, то из него и выплескивается;
- стремление к ментальному здоровью необходимо не только для личного комфорта, но и для того, чтобы не превращаться в большую проблему для окружающих.
3 уровня ментального здоровья:
1) психический уровень ментального здоровья:
- все проблемы у нас в голове;
- наверняка вы не раз слышали подобное утверждение, и оно во многом соответствует действительности;
- но здесь оценивается не только наличие или отсутствие явных психических заболеваний, входящих в сферу деятельности психиатра;
- намного важнее психоэмоциональные травмы, комплексы и ограничивающие убеждения;
- шизофреник запросто может оставаться счастливым человеком, и в случае отсутствия вреда для окружающих никаких проблем мы не заметим;
- а вот компенсаторик, абьюзер с критически низкой самооценкой, пассивный агрессор и прочие жертвы «кривого» воспитания часто становятся головной болью для своего окружения;
- больные люди, но диагноз им никто не ставит;
- а они страдают сами и вынуждают страдать других;
- все это формируется в детстве и усугубляется по мере взросления, в случае присутствия в жизни индивида травмирующих элементов;
- иногда достаточно родительских ошибок, чтобы ребенок во взрослой жизни уже не имел возможности реализовывать свой потенциал и строить эффективные коммуникативные связи, в том числе романтические отношения;
- иногда вмешиваются пагубные привычки, эмоционально неблагоприятная среда, предательство партнера, корыстное отношение окружающих;
- сюда же относятся физические повреждения мозга;
- и все это является факторами психического здоровья;
- однако по каким-то причинам любой медосмотр берет во внимание исключительно диагнозы психиатра;
- не стоишь у него на учете, а также не засветился в кабинете нарколога, значит здоров;
- и до тех пор, пока мы будем смотреть на ситуацию под таким углом, игнорирование проблем большинства людей останется привычным делом;
2) химический уровень ментального здоровья:
- гормональный фон является второй важной составляющей ментального здоровья;
- реакция психики на различные события не только зависит от химического состава крови, но и управляется им;
- наверняка вы знаете людей, которые вскипают с полуслова, а есть те, кого ничем из себя не выведешь;
- естественно, неадекватная реакция на внешние раздражители становится причиной дискомфорта и эмоциональных потрясений, в результате чего здоровье в целом и ментальное в частности оказывается под угрозой;
- если вы стали слишком плаксивыми, постоянно возникает чувство обиды, замечаете повышенную раздражительность, гипер- или гиполибидо, а также хроническую усталость, апатию или, напротив, чрезмерную активность (особенно там, где не следовало бы), то стоит обратиться в ближайшую лабораторию и сдать анализы;
- первым делом на гормоны щитовидной железы;
- ментальное здоровье невозможно без нормализации гормонального фона;
- взаимодействие с окружающими усложнится, базовые потребности не будут закрываться, а самореализоваться станет невозможно из-за переменчивости в настроении и снижения стрессоустойчивости;
3) контекст как фундамент ментального здоровья:
- прежде чем диагностировать у себя психическое расстройство, убедитесь, что вы не окружены идиотами;
- известная фраза, не так ли?
- те, кто недооценивает контекст, должны ответить на вопрос: что станет с рыбой, если поместить ее в кислоту вместо воды?
- вряд ли она будет радостно махать плавниками;
- киты, оказываясь в отравленной, неблагоприятной среде, способны выбрасываться на берег;
- например, одной из самых популярных причин такого поступка названо шумовое загрязнение океана;
- избыточное количество гидролокаторов травмирует слух и давит на психику млекопитающего, в результате чего киты просто «выпрыгивали» из воды и погибали;
- с человеческой психикой происходит то же самое;
- она сначала запускает защитные механизмы, затем корректирует модель поведения, чтобы подстроиться под новые обстоятельства, и только после этого приступает к блокировке процессов;
- нередко человек становится замкнутым, боится сближения, предпочитает одиночество и уже неспособен стать полноценным партнером;
- никому не верю, никого не подпускаю;
- ментальное здоровье заключается как раз в том, что индивид легко и эффективно коммуницирует с другими людьми, не нарушает их личных границ и не позволяет нарушать свои;
- хорошо чувствует и понимает эмоции своих собеседников, знает, как поддержать и помочь, не становясь спасателем;
- не требует спасения для себя, но точно знает, чего ждет от друзей, коллег, родственников;
- то, что недопустимо, не позволяет, при этом его ожидания всегда адекватны и разумны;
- проблемы начинаются, когда контекст не позволяет все вышеописанное реализовать в жизнь;
- находясь под гнетом абьюзера, уже невозможно чувствовать себя в безопасности, то есть как минимум одна базовая потребность нереализуема;
- столкнувшись с дефицитом ласки и физической близости, мы получаем развитие тактильного голода;
- не имея возможности получить поддержку, чувствуем себя брошенными, ненужными, никчемными;
- предательство делает нас слишком осторожными и подозрительными;
- корысть и попытки обмануть вынуждают быть начеку, требуют больших затрат ресурсов психики;
- неважно, какая именно среда стала токсичной;
- это могут быть детско-родительские отношения, романтическая связь или коммуникация гражданина и правительства;
- отсутствие безопасности, возможности самореализоваться и самоидентифицироваться ведет к нарушению ментального здоровья, и счастливым человек не будет;
- сначала измучается сам, а потом своей агрессией, пассивной или активной, замучает всех остальных;
- домашнее, эмоциональное и физическое насилие, нарушение личных границ, невозможность закрыть базовые потребности, коррупция, тотальные запреты и ограничения, а также любые формы дефицита ведут к защитным реакциям психики, и о ее здоровье с этого момента можно забыть.
Показатели ментального здоровья:
1) автономия:
- это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости;
- оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации;
- в мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин;
- с автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению;
2) баланс между собственными интересами и интересами своего окружения:
- это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя; • баланс между «отдавать» и «получать»;
3) витальность:
- ощущение себя живым;
- омертвение может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым;
- по-настоящему «живой» (витальный) человек – тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения – стимулы;
4) концепция интегрированности (постоянство себя и объекта):
- звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться;
5) ментализация:
- понимание того, что другие люди – отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности;
- не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами;
6) обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания:
• об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата»;
7) реалистичная и надежная самооценка:
- многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку;
- человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо;
- он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований;
- надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления;
8) рефлексия:
- взгляд на себя словно со стороны;
- люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а, следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение;
9) сила эго:
- способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям;
10) система ценностных ориентаций:
- ценности – нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора;
- система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека;
- формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными;
11) смирение:
- принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить;
- это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия;
12) способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения:
- способность к безопасной привязанности;
- признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
- способность выдерживать тревогу и состояние собственной эмоциональной уязвимости;
- готовность к эмоциональной близости в отношениях;
- достаточно высокий уровень доверия к миру;
- уверенность в своих отношениях и в партнере;
- способность не поддаваться страхам, а проверять их, сравнивая с объективной реальностью;
- чувство комфорта в близости, но и сохранение личной независимости;
13) способность играть:
- казалось бы, игра – детское занятие;
- между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому;
14) способность любить:
- любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать;
- когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать;
- любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками;
- любовь – эмоция, исцеляющая душу;
15) способность работать:
- причем это относится не только к профессии;
- это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне;
16) толерантность к переживанию интенсивных эмоций:
- выносить накал эмоций – значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
Четких критериев ментального здоровья никакая наука, ни естественная, ни гуманитарная, дать не может, поскольку в ментальной сфере огромную роль играют субъективные факторы.
На уровне здравого смысла ментальное нездоровье является вполне актуальным, заразным и опасным для общества феноменом.
2 важнейшие задачи:
- отследить те социокультурные тенденции, которые являются факторами риска для ментального здоровья человека,
- определить идеологические, социально-психологические и культурные механизмы, которые, выступая субъективными и объективными факторами профилактики ментального здоровья, эти риски снижают.
7 критериев ментального (психического) здоровья, согласно определениям Всемирной организации здравоохранения:
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств;
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
Характеристика ментально здорового человека
Для ментального (психического) здоровья принципиально важен позитивный аспект адаптации:
- ментальное (психологическое) здоровье делает личность самодостаточной, укрепляет внутренние ресурсы (личность способна к самопониманию, самопринятию, саморазвитию в контексте взаимодействия с окружающим миром, другими людьми в реальных условиях; у личности развиты самоконтроль, способность к саморегуляции в границах социальных норм);
- осознанное стремление управлять своими действиями и поступками, брать ответственность, иметь систему ценностей, способность адекватно воспринимать себя и окружающих;
- способность к постоянному развитию, наличие в структуре личности определенных достоинств.
Ментальное здоровье – понятие, характеризующее внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и умственное благополучие человека, отсутствие психических проблем.
Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости.
Что есть здоровье ментального плана:
- гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
- контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
- отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
- постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
- присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
- спокойствие, уверенность;
- способность планировать, ставить цели и идти к ним;
- хорошее настроение, оптимизм;
- целостность ума и тела.
Если ментальный уровень индивида, что называется, «в порядке», то он имеет возможность по максимуму раскрыть свой потенциал – актуализировать свои задатки и превратить их в таланты.
Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями.
Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.
3 свойства или компонента ментального здоровья (Н. А. Жесткова):
- аксиологический (аксиологический компонент, включающий позитивное отношение к себе, выражаемое через самоуважение; позитивное отношение к окружающим людям, выражаемое через социальную толерантность; оптимистическое отношение к миру, выражаемое с помощью чувства личностной безопасности);
- инструментальный (инструментальный компонент, включающий в себя внутренний самоконтроль, оцениваемый через стрессоустойчивость; коммуникативную компетентность, проявляющуюся в социальной адаптированности; личностную самоэффективность, выраженную в психологической адаптивности);
- потребностно-мотивационный (потребностно-мотивационный компонент, состоящий из самодостаточности личности, которую можно оценить при помощи признания ценностей самоактуализирующейся личности; стремления к саморазвитию, опирающегося на потребность в самореализации; активной позиции личности, проявляющейся в активных социальных контактах).
Факторы, влияющие на ментальное здоровье
5 факторов риска для ментального здоровья:
1) социальное бытие человека:
- возникновение новых социальных институтов, мультикультурализм и многоконфессиональность современного мира, относительность ценностных ориентиров делают все более трудным для человека создание конгруэнтной картины мира;
- человек теряется в предлагаемом ему разнообразии мировоззренческих позиций и моделей существования;
- если раньше к ментальному расстройству могли привести слишком жесткие, навязанные извне стереотипы сознания, то в современной жизни угрозой становится стремление все принять и одновременно все поставить под сомнение, то есть полная хаотизация представлений о мире, сопровождающаяся отказом от любых оценок;
- сама установка на тотальный релятивизм становится своеобразным стереотипом сознания;
2) позитивистское мышление:
• не умаляя важности позитивистского, чисто рационального мышления, необходимого для созидательной деятельности человека, нельзя, однако, не отметить и его негативную, редуцирующую роль для человеческого сознания;
3) экспансия потребительской идеологии:
- самоидентификация человека, живущего в этом пространстве и отождествляющего себя с теми или иными брендами, превращается из культурной в потребительскую;
- потребительская же самоидентификация предполагает признание за собой определенных качеств не как следствия самосовершенствования, а исключительно в силу приверженности к тому или иному бренду;
- в эпоху глобальных брендов, по мере растворения в них брендов национальных, такая потребительская самоидентификация постепенно утрачивает культурный компонент;
- если самоидентификация личности через созидание культурно обусловлена, то самоидентификация через потребление космополитична;
- тенденция к переходу от трансляционной медиамодели, обеспечиваемой традиционными СМИ, к вовлекающей, обеспечиваемой интерн етом в фор мате WEB 2.0 и WEB 3.0;
- язык:
• язык и мышление находятся друг с другом в теснейшей связи, и одно предполагает другое.
3 субъективных фактора, обеспечивающих гигиену ментального здоровья:
1) развитие критического мышления, под которым следует понимать не чисто рациональное, а ценностно-рациональное:
- такое мышление предполагает наличие внеположенных личности надындивидуальных образований, не подлежащих рациональному анализу, тем не менее оказывающих сильное влияние на человеческое поведение;
- это обусловленные культурой ценности, которые сама личность осознает и признает в качестве определенных ограничителей и которые являются важными факторами предотвращения внутреннего ментального, духовного хаоса;
2) способность человека к эстетической оценке феноменов окружающего мира, обеспечиваемая таким личностным инструментом, как эстетический вкус:
• эстетический вкус можно рассматривать как интегративную характеристику личности, поскольку многие явления окружающей жизни человек воспринимает и оценивает с эстетической точки зрения, а потом уже с точки зрения нравственной и правовой;
3) внимание к чистоте, ясности и точности родного языка:
- осмысленность и точность словоупотребления;
- умение пользоваться его различными функциональными стилями;
- отказ от попыток закамуфлировать ничтожное содержание или неприглядные факты риторическими средствами.
Методы профилактики нарушений ментального здоровья
Современные психотехнологии позволяют развивать потенциальные возможности и находить резервы для развития и коррекции внутренних ресурсов человека, снижения рисков «выгорания», потери работоспособности и производительности за счет овладения навыками психологической устойчивости и позитивного самопрограммирования.
7 показателей пользы психотехнологий:
- имеют технологическую основу, способны перевести знание в действие, сформировать навык;
- имеют широкий спектр применения: работа с телом, работа с эмоциями, работа с волей, работа с коммуникациями разных уровней, работа с целеполаганием и др.;
- имеют широкую основу человекознания, привлекают сведения из физиологии, нейропсихологии и других смежных наук;
- отличаются высокой эффективностью воздействия на различные психические процессы и состояния;
- применяются в различных формах: психологическое консультирование, немедицинская психотерапия, тренинги, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, сказко-терапия, музыка-терапия и др.;
- развивают способность самостоятельно овладеть приемами и способами самооценки, самокоррекции, самоанализа, самовоздействия, саморазвития, самореализации;
- способствуют удовлетворению потребностей в «пиковых» переживаниях на уровне высших, духовных потребностей – самоактуализации (платформа гуманистической психологии К. Роджерса, Ф. Перлза, А. Маслоу, Э. Шострома): способность жить в настоящем времени; самоподдержка и самосохранение; сензитивность к собственным чувствам и ощущению себя – «Я-ЕСТЬ»; осознание своих потребностей; гибкое, адаптивное поведение; высокий уровень самоуважения и принятие себя и других такими, как они есть; высокий уровень творческой активности; стремление избегать защитных форм поведения; способность устанавливать глубокие контакты (на высшем уровне самоактуализации происходит индивидуализация личности (по Юнгу) интеграция холотропического сознания (Гроф) и самопостижение (Ассаджиоли).
Рекомендации для поддержания ментального здоровья работающих специалистов:
1) будьте физически активны на работе:
- даже если вы постоянно сидите за рабочим столом или стоите в одном положении, есть множество упражнений, которые помогут вам повысить физическую активность во время рабочего дня;
- это зарядит вас энергией и улучшит самочувствие;
- вы можете ходить на работу пешком вместо транспорта, подниматься по лестнице вместо лифта, заходить в кабинет сотрудника, чтобы задать вопрос, вместо того, чтобы позвонить по телефону;
2) вознаграждайте себя за хорошо выполненную работу:
- важным является не только ваша продуктивность, но и ваше психологическое здоровье;
- если вы хотите быть счастливыми на работе, делайте себе небольшие подарки за успешные рабочие дни;
- найдите те моменты, которые вас мотивируют быстро и качественно окончить работу и пользуйтесь ими как подарками после завершения трудных задач;
- вознаграждения также обеспечат вам ожидание чего-то необычного на протяжении трудного дня, и вы сможете работать энергичнее и эффективнее;
3) гордитесь своей работой:
- какую бы работу вы не выполняли, гордитесь тем вкладом, который вы делаете;
- даже если вы думаете, что большая часть вашей работы монотонна, найдите что-то, чем можете гордиться;
4) делайте перерывы:
- если хотите быть счастливее на своем рабочем месте, вам нужно периодически отвлекаться от работы;
- исследования показывают, что очень важно делать небольшие перерывы каждый час: отойдите от своего компьютера или любой другой задачи, которой занимаетесь в данный момент, дайте отдых глазам, потянитесь, прогуляйтесь;
- выход время от времени на свежий воздух поможет вам чувствовать себя счастливее на протяжении рабочего дня;
5) держитесь подальше от группировок:
- особенно важно избегать групп между сотрудниками: негатив будет уменьшать вашу энергию, блокировать радость и позитивные мысли;
- на работе будьте дружелюбны со всеми, вместо того, чтобы присоединиться к группе из трех-четырех человек и отдалиться от других;
- постарайтесь поддерживать хорошие отношения со всеми, независимо от социального статуса и положения на служебной лестнице, и ваша радость от пребывания на работе увеличится;
6) думайте о тех людях, которым вы нужны:
- когда вы расстроены на работе, сделайте небольшой перерыв и вспомните о тех людях, которым вы помогаете или которые зависят от вас;
- подумайте, что произойдет, если вы не явитесь на работу;
- кто-то может от этого пострадать или не будет знать, что ему делать;
- напоминайте себе о том, насколько вы ценны, каждый раз, когда вам в душу начнут закрадываться сомнения по поводу вашей работы;
7) завершайте простые задачи как можно быстрее:
- если это возможно, сразу выполняйте задания, которые от вас требуют;
- помните, что любое законченное дело приносит чувство завершенности и, как следствие, удовлетворение от работы;
8) здоровайтесь с коллегами, когда приходите на работу:
- как только открываете дверь, приветствуйте как можно больше коллег перед началом рабочего дня;
- так вы почувствуете прилив энергии;
- вы можете нервничать, спешить или просто быть раздраженным, но изоляция себя от коллег не принесет удовольствия от работы;
- вместо этого будьте дружелюбны, даже если ваше настроение совсем не такое;
9) избегайте многозадачности:
- если вы думаете, что, выполняя несколько задач одновременно, вы сможете закончить свою работу быстрее, вы ошибаетесь;
- это только замедлит вас;
- если вы закончите свой рабочий день, бросив недоделанными все задания, у вас будет большее чувство незавершенности по сравнению с тем, как если бы вы закончили несколько заданий;
- хорошо помогает составление списка дел в начале рабочего дня и дальнейшее вычеркивание завершенных дел из него;
10) найдите смысл в своей работе:
- один из важных способов почувствовать себя счастливее на работе – найти в ней смысл;
- если вы с трудом находите смысл, то ваша работа будет наполнена скукой и монотонностью, а это утомляет;
11) не пренебрегайте временем, предназначенным для приема пищи:
- используйте время своего обеда для отдыха и приема пищи, а не для работы; • это даст вам энергию для дальнейшей деятельности;
- в течение дня балуйте себя легкими и здоровыми перекусами: фрукты, орехи, несладкий йогурт и т.д.;
- они поднимут вам настроение и повысят эффективность труда;
12) организуйте свое рабочее место в своем вкусе:
- работодатель обеспечивает минимальные условия труда, необходимые сотруднику, а ваша задача – обеспечить себе максимальные комфорт и удобство;
- при организации своего рабочего места имеет значение все: цветовое решение, эргономика, детали и даже стул, на котором вам приходится сидеть по несколько часов в день;
- и здесь имеет смысл побороться за свои удобства;
- окружите себя приятными мелочами: яркие детали, личные вещи, фото любимого человека, если, конечно, это не исключается правилами компании;
- частичка домашнего уюта дает человеку чувство защищенности и психологического комфорта;
13) оставляйте ваши личные проблемы дома:
- трудно чувствовать себя счастливым на работе, если вы переживаете ссоры, обеспокоены здоровьем или озадачены домашними делами, поэтому важно научиться откладывать свои проблемы и стараться их решать в свободное от работы время;
- не решайте свои личные проблемы в течение рабочего дня;
- если вы будете пытаться решать свои проблемы и одновременно пытаться работать, у вас будет двойной стресс, так как вы будете переживать, как найти время, чтобы делать и то, и другое;
14) приведите в порядок свое рабочее место:
- все вещи на вашем рабочем столе должны быть аккуратно сложены, так, чтобы вам не приходилось тратить свое время на поиск того или иного документа;
- настольный ящик для документов поможет вам распределить ваши задачи на сегодня, на неделю, до конца месяца;
- выделите всего 10 минут в день на организацию своего рабочего места, и вы почувствуете, насколько легче вам будет получить удовольствие от работы;
15) приходите на работу раньше:
- спешка и опоздания минимизируют ваши шансы на удачный рабочий день;
- если вы придете на работу поздно, вам все время будет не хватать времени;
- поэтому рекомендуем выходить из дома пораньше;
16) просыпайтесь раньше:
- как минимум за час до выхода из дома на работу, насладитесь временем, уделенным только себе, перед тем, как начнется напряженный день;
- дайте себе время спокойно съесть завтрак, выйти на пробежку или сделать то, что поможет вам начать ваш день позитивно;
- ничто не поможет вам так улучшить свое настроение, как мысль о том, что вы сделали что-то приятное лично для себя;
17) уделяйте время своим друзьям и семье:
- независимо от того, насколько вы заняты, очень важно уделять время самым близким для вас людям;
- если вы будете тратить всю свою энергию на работу, вы не сможете остановиться и наслаждаться жизнью;
- вы будете лучше чувствовать себя на работе, если ваша личная жизнь будет наполнена любовью, семейными ценностями и крепкой дружбой;
18) улыбайтесь:
- даже если вы чувствуете себя раздраженным и несостоявшимся на своем рабочем месте, постарайтесь улыбаться;
- доказано – это улучшает настроение и помогает чувствовать себя счастливее;
- если вы всем недовольны, постоянно жалуетесь или негативно высказываетесь своим коллегам, вы гарантированно станете чувствовать себя еще хуже;
19) хорошо одевайтесь:
- когда вы покидаете дом в хорошем настроении и готовы к работе, вы на пути к успешному дню;
- хороший внешний вид доставит вам удовольствие;
- даже если вы сильно устали от работы, посмотритесь в зеркало, соберитесь и зарядите себя энергией, начав день правильно.